04:24 

Старые свитки - рэнга.

Hatake_Kakashi777
Где мои 17 лет, где мои 220 вольт?
Басё считал, что если поэт стремится к "истине", к искренности, "хокку" возникнет само собой.
Использовав достижения поэзии "вака" и "рэнга", Басё соединил их с приземленностью и простотой "хайкай", а в качестве основных эстетических принципов обновленной поэзии выдвинул понятия "саби" (изысканная строгая простота, возникающая в результате отстранения души поэта от суетности и пестроты повседневной жизни), "сиори" (выражение красоты "саби" непосредственно в словесной ткани стиха, в его содержании), "хосоми" (изысканность и тонкость внешнего облика стиха, которая помогает раскрыть красоту "саби"), "каруми" (красота простоты и непритязательности, выражение глубокого смысла в простой и понятной форме).
Большое значение Басё придавал также понятию "ниоидзукэ" - "придание аромата". Он считал, что и "нанизывая строфы", и сочиняя каждую отдельно взятую строфу, поэт должен стремиться к богатству внутреннего смысла, к выбору слов, вызывающих у читателя множественные ассоциации и заставляющих его ощущать прелесть затаенного, невысказанного. Выдвинутые Басё эстетические понятия были подробно разработаны его учениками.

Связь и смещение

В рэнге касэн, как и вдругих типах рэнку, существуют два основных композиционных принципа: связь, цукэаи, и смещение - тэндзи.
· цукэаи – связь: описывает, насколько и как согласованы данная и предыдущая строфы
· тэндзи – смещение: принцип, не столь основанный на сиюминутной интуиции, как предыдущий; требование отличия от предыдущей строфы

Поэт рэнку поэтому учитывает, что текущая строфа (цукэку), которую он создаёт, не только тематически связана с предшествующей (маэку), но и всесторонне отталкивается от тематического содержания пред-предыдущей строфы (утикоси, или перепрыгнутая строфа). Перефразируя Джорджа Оруэлла, маэку - …хорошо…; утикоси - …плохо… Соответственно неумышленное повторение темы, которая уже появлялась, называется регрессия

цукеку (цукэаи) маэку текущая строфа связана с предыдущей
цукэку (тэндзи) утикоси но смещает тему по сравнению с
пред-предыдущей

Цукэаи – связь

Басё различал три основных типа связи строф: с помощью слов – котоба-дзукэ, посредством содержания – кокоро-дзукэ, и по аромату- ниои-дзукэ.
· котоба-дзукэ - соединение с помощью слов; различные виды словесных сопряжений: намёк, аллюзия, ассоциация, каламбур и т.д. Басё считает такую технику типичной для предшествующей ему, классической рэнги.
· кокоро-дзукэ – соединение посредством содержания; описывает различные соответствия в воспринимаемом мире: отношения предметов, пространственно-временные. Прямая повествовательная или логическая последовательность тоже включается в этот тип связи строф.
· ниои-дзукэ – соединение по аромату; вклад Басё в теорию и практику такого вида цукэаи нельзя переоценить. Он демонстрирует здесь до сих пор не превзойдённую степень утончённости. Ранее поэты предлагали связывать строфы единым чувством, что делало бы рэнгу чем-то большим, чем просто развёртывание повествования. Басё расширил представление о ниои-дзукэ, включив сюда все состояния разума и бытия. Далее, он предложил считать строфу энтелехией, или единством всех принципов бытия, целым миром, в который рэнкудзин или читатель с помощью сопереживания сможет войти и обнаружить все эти связи.

Впоследствии поэты и исследователи пытались уточнять определение, данное Басё этому отвлечённому способу связи. Четыре термина описывают эту скользящую градацию соответствий:
· аромат, ниои: самое тонкое и неопределимое чувство;
· эхо, хибики: некая часть изображаемого находит выражение посредством других объектов или событий;
· отражение, уцури: более общие признаки объектов или событий отражаются друг в друге;
· набегание, хасири: качества объекта или события непосредственно переносятся на другие предметы изображения.

Также выделяют ещё 3 типа соответствий:
· ранг, кураи: связь, основанная на отнесении к более общему или частному;
· ностальгия, омокагэ: соотношение, основанное на образах культуры, но не на прямых литературных или исторических аллюзиях;
· сгущение, кэйки: действие разворачивается в сфере предыдущей строфы, или обстановка определена действием предыдущей строфы.

Тэндзи, смещение

В то время как каждая данная строфа связана с предыдущей, по сравнению с пред-предыдущей строфой в ней возникает тематическое смещение. При разговоре об этом часто привлекаются сложные, метафизические аргументы, в которых стихотворная форма рэнку сравнивается со вселенной, символической мандалой бытия, или с толкованием, сродным прорицанию. Конечно, существенно и то, что рэнку выражает скорее коллективное мышление и чувствование, чем индивидуальное.
Чтобы максимально разнообразить предметы изображения и до предела снизить риск регресии, обычно сабики – дирижёр сессии рэнку – передаёт на рассмотрение участникам предварительную схему или список затрагиваемых тем. Конкретный порядок выбора тем не предлагается, но, если тема вытянута, к ней больше не возвращаются. Несмотря на то что эта схема варьируется в разных стилях и школах, такая практика имеет очень древние традиции, начиная с наиболее ранних форм сцепленной поэзии и, в конечном счёте, восходя к китайским аналогам.
Концепция смещения не означает, однако, разнообразия любой ценой. Последовательность рэнку – это единая стихотворная форма, а не собрание разрозненных мыслей. Поэтому в рэнку неприемлемы ни отвлекающие настроения, ни излишняя брутальность или явная какофония.

Пример:
Простейший пример может быть приведён из рэнги касэн: три темы, луна, цветение и любовь, в ней абсолютно обязательны.
Луна должна появиться в 5 строфе. Две или три строфы, посвящённые любви, идут под номерами 9, 10 и 11. Луна появляется вновь в 13 или 14 строфе. В 17 стихе предполагается изображение цветения, идеально – цветения вишни. В 21, 22 и 23 строфах возвращаются к теме любви. В 29 строфе появляется дужка луны. И неувядающим цветением полна предпоследняя строфа, тридцать пятая.

URL
Комментарии
2011-10-04 в 04:31 

Super Hero
интересн

2012-08-12 в 07:08 

A-nya_Ami
В наших сказках всегда было больше, чем просто ложь...(с)
весьма познавательно)

   

Райкири!

главная